При проектировании портика “Верейская-Плаза-2” возникли сложности с созданием композитной капители на квадратной колонне, так как до сих пор не существует точных правил её построения. Несмотря на это, удалось разработать каннелированную колонну и базу в античном стиле, используя опыт “Туполев-Плаза-2”.
Летом 2006 года мы закончили огромный объект – «Туполев-Плаза-2» и тут же начали работу над портиком «Верейской-Плазы-2». Зимой спроектировали и начали возводить каркас, а летом 2007 мы приступили к монтажу деталей. Для ускорения работы М.Ю. Абрамов просил нас использовать модели сделанной на «Туполев-Плазе-2» колонны малого ордера, тем более, что он предполагал, что портик высотой в 2 этажа вполне будет соразмерен огромному остеклённому прямоугольному параллелепипеду офисного корпуса.
Офисное здание проектировала другая группа архитекторов. Действительно, использовать капитель композитного ордера оказалось вполне реальным, мы спроектировали каннелированную колонну и иначе нарисовали детали базы вновь на античную тему. Пришлось серьезно поработать над чертежами композитной капители на квадратной колонне, поскольку никаких правил построения капители на квадратных колоннах или пилястрах не существует до сих пор! Не кажется ли странным, что за 2000 с лишнем лет никто не разу не описал в своих трактатах точной геометрии построения капители, если учесть, что бывают поставлены две противоположные задачи перед архитектором: первая – сделать верхнюю часть капители с абакой такой же по геометрии, как у капители круглой колонны (заметим, что это решение приняли, в основном, архитекторы Франции), в этом случае, угловые акантовые листья закрывают квадратное же основание колокола капители, при этом несколько расширяются акантовые листья первого и второго ряда, в то время как, верхняя часть колокола остается круглой и волюты и, главное, абака остаются такими же как на капители круглой колонны.
Этот приём, в основном, используется в случае, когда круглая колонна стоит рядом с квадратной колонной или пилястрой. В этом случае архитектору хочется, чтобы углы абаки той и другой капители не разъезжались в стороны, а, наоборот, оказывались точно друг перед другом угол в угол. В другом случае, а именно, в Древнем Риме и итальянской архитектуре Ренессанса, как правило, применяется пилястра или квадратная колонна без энтазиса и тогда капитель делается и с большей абакой и квадратным колоколом в основе капители, что меняет всю геометрию построения капители. Мне пока тоже не удалось описать эти два варианта построения капители, нет времени.
Мы решили делать капитель на квадратной колонне, совершенно не связывая ее построение с построением капители на круглой колонне, тем самым, абаки у нас разные, диаметр их существенно отличается друг от друга. Но на расстоянии 6 метров одна от другой – эта разница не читается, и не воспринимается как диссонанс. Наоборот, в процессе работы над квадратной капителью, мы выяснили, что вариант, при котором делается волюта на квадратной капители меньшего диаметра, чем на капители круглой колонны, нас категорически не устраивает (таким способом найден выход из положения сочетания или несочетания капителей в интерьере собора Св. Павла в Лондоне.
Там волюты композитной капители на квадратных колоннах уменьшены в размере). Это наиболее существенно меняет «выражение лица» капители, и рядом находящиеся капители на круглых колоннах выглядят по-разному. Тема бриллиантового руста на квадратной колонне возникла из итальянских впечатлений, в частности, из понравившейся мне угловой пилястры палаццо Тьене в Виченце 1490-ого года, выполненного еще во вполне готическом стиле. Венчающий карниз нарисовал мой сын Андрей на тему карниза древнеримской арки Септимия Севера, а композитную капитель ордера с арки Тита, и это всё «переехало» сюда с «Туполев-Плазы-2». Фиалы и шары с Ренессансной балюстрадой мы использовали с Большой Почтовой, поскольку модели сохранились.
Летом следующего 2007 года мы приступили к проектированию и строительству фонтана и здания контрольно-пропускного пункта на территорию Верейской. Я нарисовал эскиз башни и сделал несколько эскизов вполне барочного фонтана, М.Ю. Абрамов утвердил, и мы начали строить. Архитектура башни родилась сразу же. Ничего другого, кроме неоготической темы башен В.И.Баженова в Царицыне и в голову не могло прийти, при том, что конкретного баженовского в нашей башне нет ничего. Всё только на тему неоготики, даже звёзды нами нарисованы иначе. В голове вертелась знаменитая башня Цецилии Метеллы в Риме с романоготическими белокаменными острыми зубцами, профиль готического окна с шарами вместо готических краббов я взял с жилого дома моего дядьки – Михаила Григорьевича Бархина, который спроектировал дом на Ленинском проспекте, 37 в 1939 году при консультации И.В.Жолтовского. Раковины же сюда попали со знаменитых башен дома Арсения Абрамовича Морозова на Воздвиженке, спроектированного Виктором Александровичем Мазыриным в 1895 году, куда они в свою очередь попали с ещё более знаменитого дворца Каса де лас Кончас в Саламанке в Испании, куда заказчик с архитектором отправились в путешествие.
Фонтан был нарисован в нескольких вариантах в стиле барокко, который очень ценит и любит М.Ю. Понятно, что в барокко нарисован план. Облицовка выполнена из листового гранита. Выполнены две ступени со стенками, различного радиуса кривизны, с водой на разных уровнях без перепада воды с одной ступени на другую, это решение мне кажется правильным. Накрывочный камень вырезан из больших листов гранита по нашим чертежам, выполненным в автокаде, поэтому все части соединились абсолютно точно на длине более 30 метров без единой ошибки или смещения. К накрывочному камню снаружи подклеен дополнительный камень для создания видимости толстого слэба.
Квадратная башня делалась через год, но летом 2008 года ее не успели возвести, и мы приступили к монтажу деталей зимой. Это усложнило работу, и качество изделий и монтажа оказалось не таким высоким, к которому мы привыкли. А.А.Ивановым был страшно расстроен случившимся и в результате, это была наша последняя совместная с ним работа. Но с художественной точки зрения были и достижения: нам удалось сделать сложные и красиво нарисованные фиалы, сочинить своеобразной формы зубцы, здесь же удалось процитировать знаменитый игольчатый карниз с царицынских ворот Баженова.
В целом, две башни образуют не просто входные пропилеи в комплекс Верейской-Плазы, но и создают романтическое впечатление о как будто бы сохранившихся башнях ограды имения князей Верейских 18 века.