При реконструкции здания «Верейская-Плаза-1» был создан первый за 60 лет античный карниз в Москве, вдохновленный храмом Кастора и Поллукса в Риме. Проект стал частью неоклассического направления в архитектуре столицы, инициированного заказчиком М.Ю. Абрамовым.
Реконструкция здания технического прома под офисный центр «Верейская-Плаза-1» была одним из первых объектов, выполненных нами для выдающегося заказчика-инвестора и мецената Михаила Юрьевича Абрамова, для которого мы сделали основное количество объектов в классике в Москве. Сначала мы занимались планами, организацией вестибюля и лестнично-лифтовой группой, а затем Михаил Юрьевич попросил нас сделать большой карниз на всю длину северного фасада здания и восточный торец, выходящий на въездную площадь. Мы решили сделать античный карниз с храма Кастора и Поллукса (Юпитера Статора) с римского форума.
Почему я выбирал античный карниз, а не Ренессансный? Ответ очень простой – Ренессансные карнизы делал на своих объектах И.В.Жолтовский и, как правило, это был карниз палаццо Строцци во Флоренции с небольшими вариациями и добавлениями, например, пятиконечных звезд между модульонами. Можно сказать, что античных карнизов в Москве не бывало!
Единственным примером античного карниза надо считать карниз и композитный ордер здания МВД в Газетном переулке, спроектированного и построенного в 1944-46 годах архитектором Иосифом Игнатьевичем Ловейко, но, к сожалению, карниз и ордер являлись здесь лишь вариантом на тему античности. (Ловейко сделал этот большой ордер в негласном споре с гигантским ордером Жолтовского на Моховой ул., выстроенном в 1934 году, и проиграл. Композитные, как и у Жолтовского капители – излишне кудрявы, а карниз перегружен деталями, в нем не выделена главная тема. Будем же справедливы и признаем, что такого высокого качества, как детали Ловейко, сейчас добиться очень трудно, если вообще возможно! Но в те годы ни одному архитектору ни Москвы, ни Ленинграда (да и самому Жолтовскому!) так и не удалось превзойти качество рисунка и лепки деталей и особенно капителей бывшего жилого дома на Моховой, это здание было и остается непревзойденным шедевром неоклассики 30-40-х годов ХХ века!).
Мне же казалось, что интересна практика цитирования карнизов или каких-то деталей из известных памятников архитектуры, по примеру И.В.Жолтовского, который, тем самым, «переносил» тот или иной объект в Москву.
Первый за последние 60 лет(!) античный карниз и ордер знаменитого римского Пантеона (интересно, что ордер Пантеона – самого знаменитого объекта античного Рима - никогда не копировался и не использовался ни в царской России, ни в советское время!) я сделал на здании банка на Новинском бульваре, 3, но там для аутентичности не хватило лепных деталей, он выполнен в натуральную величину, но детали не нарезаны.
По прошествии почти 10 лет, М.Ю. решил завершить карниз и выполнить его по всей длине южного фасада, на лестничных башнях и западном торце, и его по нашим моделям повторили из стеклопластика.