whatsap
telegram
Офисный особняк
«Большая почтовая 36»

Офисный особняк
«Большая почтовая 36»

По заказу мецената М.Ю.Абрамова мы приступили к реконструкции особняка на Большой Почтовой, создав здание в стиле “памяти дома” по мотивам типового проекта Баженова, который он трижды реализовал в Москве, включая дом для своего тестя Долгова на 1-й Мещанской.
Мы начали проектирование офисного особняка на Б.Почтовой, 36 в год окончания нашей работы над офисным особняком «Туполев-Плаза-1». Наш инвестор М.Ю.Абрамов, талантливый человек и выдающийся меценат, убедившись в том, что мы умеем изготавливать всё, что я рисую, дал нам задание по реконструкции разрушенного особняка на Большой Почтовой. Мы сразу же взялись за дело. Поскольку фасад разрушенного особняка оказался почти той же длины, что и особняки великого русского архитектора Василия Ивановича Баженова, то я решил, что это судьба…
Мне предоставлена была возможность сделать дом «памяти дома» – памяти нескольких особняков, выполненных Баженовым, в сущности, в качестве «типового проекта». Видимо и заказчикам, и Баженову понравилась не только компактность и функциональность композиции плана, но и тема фасадов, которую Баженов трижды повторил в разных районах Москвы. Мало этого, один из этих «типовых проектов» Баженов построил в 1770-ом году для своего тестя Луки Ивановича Долгова на 1-й Мещанской ул. (пр-т. Мира, 16).Этот жилой дом горел во время войны 1812 года, а в 1838 году было принято решение не восстанавливать третий этаж! При этом стесали белокаменные тосканские пилястры высотой в 10 метров, стоящие на первом (цокольном) этаже на роскошных плоских пьедесталах и сочном вынесенном вперед карнизе.
Что же касается темы фасада, то наиболее богатым был спроектирован и построен дом (1773 г.) для будущего генерал-губернатора Москвы (с 1790 по 1795 гг.) князя А.А. Прозоровского в начале Большой Полянки, который был снесен в конце 1930-х годов перед началом строительства большого жилого дома на углу Б.Полянки и Кадашевской набережной, спроектированного архитектором А.Г.Мордвиновым в 1940 г. Кстати, место, где стоял в прошлом дом Прозоровского ныне – пустое, и его возможно было бы воссоздать. Дом Мордвинова сильно отодвинут от красной линии застройки Кадашевской набережной. Третий дом, выполненный по тому же проекту, скорее всего для одного из братьев Демидовых, выстроен на Новой Басманной, 29 в конце 1770-х годов, сейчас в очень испорченном виде, но объём и схема фасада просматривается и в нем.
Итак, мне пришла в голову идея, что я могу сделать фасад и посвятить его памяти дома Прозоровского на Полянке. Отсюда, трехчастное членение фасада на два раскрепованных ризалита – слева и справа и центральную часть. Мне показалось интересным в истории архитектуры проследить развитие композиции фасадов зданий, в которых она строится на принципе негатив – позитив.
В одних случаях мы видим портик, зажатый двумя ризалитами, как в знаменитом здании Малого Трианона Габриэля, и эта тема отразилась в кодрегардиях Михайловского замка Баженова, или в проекте собственного дома великого архитектора, или в сделанном на эту же тему чудесном доме Александра Демидова в Тайцах близ Петербурга Ивана Егоровича Старова, и, скажем, в главном доме усадьбы Никиты Демидова в Петровском-Алабино (Княжищеве) 1776-80 гг.под Москвой Баженова(?) – Старова(?).
В других случаях, как противоположность этой теме – тот же дом Прозоровского, Долгова и Демидова(?) – Баженова в Москве, когда центральная часть остается без портика, но с акцентом в виде входа или балкона, а колонные (пилястровые) портики перемещаются на боковые ризалиты.
На мой взгляд – это был удивительный диалог между архитекторами друг с другом почти одной эпохи и, в частности, со своим учителем Габриэлем, у которого оба русских архитектора учились в конце 50-х, середине 60-х годов 18 века.
Я сделал на Б.Почтовой два фасада для почти квадратного в плане здания в этих двух темах – на главном фасаде у меня тема фасада дома Прозоровского с парными пилястрами на раскепованных ризалитах и акцент в виде входа, а боковой фасад я предполагал сделать с центральным четырехколонным портиком, к сожалению, боковой фасад – не был осуществлен.
Из интересного для меня в этом здании было нарисовать оконные наличники на тему баженовских с его дома Долгова, в сокращенном виде они реализовались в центральной части здания и эдикулы с палаццо Тьене в Виченце Палладио, которые повторил в доме Тарасова И.В.Жолтовский. В этом тоже для меня был некий диалог, перекличка. Я сделал эдикулы на окнах второго этажа точно по чертежам Палладио, в отличие от того, как они в натуре выполнены и в палаццо Тьене и на доме Тарасова. Любопытно заметить, но в чертежах Палладио на малых колоннах эдикул у окон по четыре муфты, а в натуре и у него и у Жолтовского их по пять. Может быть Палладио при выполнении здания изменил свое проектное решение, а уже потом оно попало к Жолтовскому в реализованном виде.
Конечно, балконы – не палладианские, мои и все остальные детали тоже. Мы очень внимательно и с правильным пониманием масштаба выполнили наличники, как первого, так и третьего этажа. Венчающий карниз нарисован мной как бы в соответствии с чертежом Баженова на фасаде дома Прозоровского, но я и не стремился к точному повторению чертежа. А для большей аутентичности капителей ионического (композитного) ордера я специально искал чертежи дома Пашкова и фотографировал телевиком капители в натуре, чтобы они получились наиболее похожими на капители Баженова. Старались мы очень сильно и выполнены капители очень сочно, мы вылепили и баженовские «французские» подвески в виде гроздьев винограда, но сходства не много. Капители у Баженова вылеплены значительно более тонко и изящно.
Мной было предложено строительство четвертого этажа, отодвинутого от фасадов вглубь плана с созданием обходной галереи для желающих летом посмотреть сверху на Москву, но больше с целью с одной стороны, чтобы четвертого этажа не было видно, а с другой стороны, для того, чтобы чуточку увеличить площадь здания. Верхний этаж должен был быть этажом руководства компании, стены были выполнены из сплошного остекления.
В целом же, этот дом явился настоящим прорывом в неоклассической архитектуре Москвы начала 2000-х. Мы закончили его в 2005 году.
Из-за того, что плоская кровля обходной галереи постоянно текла, не так давно была некорректно выполнена реконструкция здания с перекрытием скатной кровлей галереи и заменой балясин на окна, снятием декоративных шаров и пр., что изменило и испортило фасад.
Остались вопросы?
Оставьте заявку на бесплатную консультацию.
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ ЛЮБЫМ УДОБНЫМ СПОСОБОМ
Контактная информация
г. Москва, Новокузнецкая 24 стр. 3А
пн-пт 10:00 до 19:00
dom@mos-archi.ru
Оставьте заявку на консультацию специалиста или закажите обратный звонок