Комплекс Международных банков
При проектировании, в результате многолетних поисков, остановились на теме трехъярусного арочного упрощенного Колизея с целостной темой на всем комплексе. Тема арок была подсказана не только римским Колизеем, но и выстроенным в 1962-68 годах зданием Метрополитен-оперы в Нью-Йорке архитекторов Гаррисона и Абрамовича. Помимо этого, тема арок и возможности использовать эту форму подсказал знаменитый многоярусный упрощенный «квадратный Колизей» - Дворец Цивилизаций, который был выстроен в Риме в комплексе ЭУР, архитектором М.Пьячентини и Д.Гуеррини в 1937-50 годах для Международной выставки, которая должна была проходить в Риме в 1942 году.
Проектирование Комплекс Международных банков осуществлялось под руководством Д.И.Бурдина в мастерской Ю.Р.Рабаева бригадой В.С.Тальковского . В нее входил и Дмитрий Борисович.
В самом начале проектирования Комплекса банков, когда он еще задумывался на Крымском валу, у Тальковского была идея сделать образ зданий под знаменитую Ратушу в Торонто, где вокруг круглого зала компоновались два изогнутых корпуса, в плане нарисованных, как бумеранги. Как и в Торонто, ему хотелось сделать объем каждого корпуса, состоящим из двух пластин, наложенных друг на друга таким образом, что получалось, что более высокая пластина обхватывала более низкую пластину, или меньшая пластина приклеивалась изнутри к более высокой и длинной. И когда рисовали эту тему вокруг круглого зала, не было впечатления, что и длина и высота наших пластин и мала, и низка.
В то же время был еще очень интересный вариант проекта, когда снаружи делалась каменная структурная сетка из сложной архитектуры с «короной» наверху, на тему дома Правительства России, архитектора Д.Н.Чечулина, а во двор раскрывалась тема плоских стеклянных эркеров – без всякого другого материала, кроме стекла. Архитектурный образ строился на контрасте каменной структурной сетки снаружи и стеклянной поверхности двора. И в том случае – накладка одной пластины на другую – была архитектурно оправдана и подчёркнута. Сейчас понятно, что выполнить эту тему тогда – было бы просто не возможно и, если бы строители и взялись бы за выполнение этой темы – она получилась бы коряво и в результате – очень плохо. Только сейчас ее можно было бы осуществить.
Когда же комплекс «переехал» на Новокировский проспект (проспект академика Сахарова), был сделан один из промежуточных вариантов. С монументальными квадратными колоннами стилобата и, начинающейся над стилобатом после подрезки в один этаж, высотной частью, выполненной в модной в то время архитектуре квадратных ниш – кессонов, спроектированных по образу только что построенного в Вашингтоне архитектором Марселем Брейером правительственного учреждения.
Всеволод Георгиевич блестяще красил построенные молодыми архитекторами перспективы. Д.Б. Бархин вспоминает, что в результате поисков, им была предложена тема горизонтальных окон верхних этажей и стилобата, к тому времени более или менее сложившегося, и в результате осуществленного в натуре со столбами-пилонами. Все поверхности в этом варианте должны были быть облицованы полированным красным гранитом. В.Г. написал очень красивую картину с облаками, с тенями облаков и отражениями в стеклах здания и на стенах, с отражениями в мокром асфальте на полутораметровом подрамнике. Написал за полдня, легко, свободно.
Тем не менее Д.Б. не оставляла мысль о том, что высотные части проектируемых зданий коротки и низки. Он ходил и считал по окнам зданий на Новом Арбате, какой же длины и высоты проектируемые здания, чтобы убедиться в оправданности своего беспокойства. И только после пары лет поисков пришла, наконец, идея, каким образом возможно визуально удлинить и увеличить по высоте корпуса, чтобы тема накладки пластин одной на другую ушла, и возникла бы более целостная тема единого объема. Так появилась объединяющая и решающая все фасады тема аркад.
В результате, по предложению Д.Б. высотные части зданий комплекса увеличились на один этаж, чтобы ритм арок был более гармоничным и арочная тему фасадов повернулась на торцы зданий, с тем, чтобы зрительно фасады сделались бы длиннее. При этом пожарную лестницу удалось убрать внутрь, организовав лоджию. Итак, получился как бы периптеральный характер объёма, что увеличило его монументальность, значительность и художественную выразительность.
Таким образом, в результате многолетних поисков остановились на теме трехъярусного арочного упрощенного Колизея с целостной темой на всем комплексе. Тема арок была подсказана не только римским Колизеем, но и выстроенным в 1962-68 годах зданием Метрополитен-оперы в Нью-Йорке архитекторов Гаррисона и Абрамовича. Помимо этого, тема арок и возможности использовать эту форму подсказал знаменитый многоярусный упрощенный «квадратный Колизей» - Дворец Цивилизаций, который был выстроен в Риме в комплексе ЭУР, архитектором М.Пьячентини и Д.Гуеррини в 1937-50 годах для Международной выставки, которая должна была проходить в Риме в 1942 году.
Дмитрию Ивановичу Бурдину очень понравились эскизы и макеты фрагмента фасада с различной шириной пилонов. Всеволод Георгиевич, в свою очередь, предложил сделать уплощенные арки, нарисованные под архитектора Безила Спенса, построившего незадолго до этого большой коммерческий центр в Лондоне (позже Тальковский осуществил эту тему на Б.Якиманке на фасадах магазинов).
И то, что в результате, не удалось на фасадах банков выполнить арки, конечно, уменьшило связь с прообразом, исчезли легкость и полёт в движении раскрывающихся высотных частей здания. Но вместе с тем, и, особенно, со стороны дворового фасада, сохранился эффект стремительно уходящей цилиндрической поверхности, расчлененной упрощенным ордером, с его монументальностью и художественной выразительностью.
Другие проекты
Бесплатная консультация 10:00 - 22:00
+7(499) 404-21-23О компании
Профессиональное сообщество «Московский Архитектор» создано на базе ООО «Отраслевой центр технического творчества», бессменным руководителем и главным архитектором которого c 1989 года является Дмитрий Борисович Бархин.
Многие наши специалисты имеют многолетний и успешный опыт работы в ведущих проектных институтах г. Москвы (НИИЖБ, ЦНИИСК, МОСПРОЕКТ, МОСГИПРОТРАНС и др.). Являются авторами ряда масштабных проектов, повлиявших на становление современного облика нашего города и других городов России. Некоторые удостоены почетных званий и наград.
Подробнее